Данное пособие призвано закрыть мировоззренческий пробел в образовании учащихся, восстанавливая единое геополитическое и экономическое пространство России. В курсе «Российское порубежье: мы и наши соседи» рассматриваются государства, граничащие с нашей Родиной, морские рубежи России, так называемые Океанические границы. Представленный материал позволяет более полно познакомить учащихся с государствами – нашими соседями, их становлением и развитием, так как в основных курсах географии, истории и обществознания они изучаются не отдельно, а лишь в составе историко-географических регионов или групп стран.
Особенности структуры и содержания курса.
Новый курс «Российское порубежье: мы и наши соседи» является продолжением комплексного курса «География России» и дополнением к курсам обществознания, истории, а также курсу «Социально-экономическая география мира» и рассчитан на изучение в 10-11 класса.
Каждая изучаемая страна рассматривается комплексно: ее геополитическое положение, история формирования территории, природа, население, хозяйство, внешние связи.
В курсе предусмотрено изучение 8 глобальных блоков. Каждый блок начинается с общей характеристики региона, включая и полосу с «нашей» стороны границы. Такая «неизолированность», изучение как бы целой полосы пространства, представляется очень важным новаторским подходом.
При подготовке учебного пособия авторы учитывали достижения современной географической науки, проблемный и личностно ориентированный характер обучения.
Учебное пособие особенно актуально в настоящее время, так как наши отношения с ближайшими соседями, бывшими союзными республиками, претерпевают значительные изменения, и нам очень важно понимать, как они будут развиваться дальше.
Учебное пособие состоит из 8 разделов. Первый раздел посвящен России на карте мира, особенностям развития хозяйства страны на современном этапе, вовлечению России в мирохозяйственные связи. Здесь же вводится понятие геополитики и изменения геополитического положения России во времени и пространстве.
Разделы 2-8 посвящены соответственно Северо-Западному, Западному, Юго-Западному, Южному, Юго-Восточному, Восточному порубежьям и океаническим соседям. В них дается история освоения этих территорий и взаимоотношения с Россией; формирование государственности каждой страны, сходство и различие в природных условиях и социально-экономическом развитии; место региона в мире и место России в регионе. Далее даются непосредственно характеристики стран, входящих в данный регион.
В учебном пособии предлагается новый методический аппарат, отличающийся от аппарата других учебников. Каждый раздел начинается эпиграфом, картой и визитной карточкой региона, который мотивирует учащихся на изучение стран данного региона.
В каждом регионе страны разные и они сгруппированы по принципу исторической и географической общности развития.
Параграфы начинаются с проблемной ситуации или вопроса, которые настраивают учащихся на самостоятельно осмысление изучаемого материала.
Текст, карты и иллюстрации в параграфах отражают характерные особенности рассматриваемых государств.
В конце каждого параграфа даны вопросы и задания, которые помогут не только проверить знаниях учащихся, но и научить их ими пользоваться и мыслить самостоятельно.
Все задания в конце параграфов сгруппированы по рубрикам: «Проверь себя», «Ваша точка зрения», «Ваши прогнозы».
Разделы завершаются обобщающим заданием, в котором предлагается сравнить наших соседей между собой или с прилегающими территориями России.
Учебное пособие «Российское порубежье: мы и наши соседи» соответствует ФГОС ООО и может использоваться учащимися при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по географии.