Содержание ранее издававшегося пособия «Дидактический материал для добукварного периода» введено в состав учебника «Букварь». Учебник издан в увеличенном объеме, в 2 частях.

Переработанный УМК предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Материал УМК направлен на поэтапное формирование навыков чтения, звуко-буквенного анализа, лексико-грамматического строя речи. Содержание учебника способствует развитию разговорной речи, мышления и наблюдательности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. С учётом сложности применяемого аналитико-синтетического метода для усвоения звуковой и графической системы языка умственно отсталыми детьми параллельно вводится слоговой метод обучения грамоте, рассчитанный на запоминание слоговых образов с опорой на более сохранную механическую зрительную память школьников.

Прописи содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание, дорисовывание изображений и линий, подготавливающие к воспроизведению элементов букв; упражнения на соотнесение печатных и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с печатного текста слогов, слов и предложений. С учётом возможностей овладения умственно отсталыми первоклассниками графо-моторными навыками и зрительно-пространственными ориентировками конфигурация букв упрощена, даны дополнительные вспомогательные линии. Наглядный материал помогает уточнить представления детей в связи с отрабатываемым речевым материалом.

В методическом пособии раскрываются концептуальные положения по обучению грамоте обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Предлагаются специфические приёмы работы при обучении грамоте, конспекты уроков, иллюстрирующие работу с учебными материалами данного УМК.