26 октября 2015

Авторы и эксперты издательства «Просвещение» приняли участие в I Всероссийском съезде дефектологов

Съезд «Особые дети в обществе», организованный Минобрнауки России совместно с Федеральным институтом развития образования, открылся 26 октября в Москве. На пленарном заседании выступили авторы издательства «Просвещение» Николай Малофеев, директор Института коррекционной педагогики РАО, и Евгений Ямбург, директор московской школы № 109.

«Вероятно, человечество победит раньше или позже глухоту, слепоту и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». С этих слов российского психолога Льва Выготского начал свое выступление академик РАО Николай Малофеев, автор учебного пособия для педагогических вузов «Специальное образование в меняющемся мире».

Еще в середине 60-х годов прошлого века советские ученые обосновали теорию и доказали экспериментально, что детей с ограниченными возможностями здоровья можно эффективно обучать. В дефектологической работе СССР добился не меньших вершин, чем в освоении космоса, иностранцы и сегодня изучают практики специального образования в нашей стране, подчеркнул он.

15 лет назад у сотрудников Института коррекционной педагогики родилась идея разработки специального стандарта, в котором каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог бы найти свой образовательный маршрут. Усилиями коллег-разработчиков и Минобрнауки России эта идея была воплощена в документах – федеральных государственных образовательных стандартах для особых детей, которые с 1 января 2016 года вступают в силу. Каждый ребенок вне зависимости от тяжести нарушений может получить достойное образование. И сейчас предстоит обучить работе по новым стандартам всех педагогов-дефектологов, передав им уникальные наработки последней четверти века, подчеркнул Николай Малофеев.

Выступая перед участниками съезда, академик РАО Евгений Ямбург, автор брошюры «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?», отметил, что профессия дефектолога в нашей стране станет одной из ведущих через полтора поколения. Причина в том, что рождается все больше детей с психосоматическими нарушениями – достижения медицины позволяют выхаживать новорожденных с минимальным весом. В соответствии с профессиональным стандартом педагога, который вступит в силу с 1 января 2017 года, каждый учитель вне зависимости от предметной специализации должен знать основы специальной педагогики, так как он будет работать с этими детьми в массовой школе. Учителя должны взаимодействовать с дефектологами, логопедами и социальными психологами, владеть особыми технологиями преподавания – ведь говорить ребенку с синдромом дефицита внимания «Сиди спокойно!» то же самое, что говорить слепому «Присмотрись!», подчеркнул Евгений Ямбург.

В этой ситуации особое значение приобретает учебная литература, созданная учеными-дефектологами в тесном взаимодействии с учителями-практиками. В работе съезда приняли участие порядка двадцати авторов издательства «Просвещение», в том числе Тамара Лифанова – заведующая секцией олигофренопедагогики МГГУ им. Шолохова, Елена Соломина - доцент кафедры специальной психологии и педагогики МПГУ и другие.

На стенде издательства «Просвещение» были, в частности, представлены учебники из Федерального перечня, специально изданные в особом формате для слабовидящих детей, комплекты тетрадей для детей, испытывающих трудности при освоении образовательной программы, и другая учебная литература. Также были продемонстрированы учебники в электронной форме.