15 октября 2015

Тематическое направление на итоговом сочинении «Год литературы в России» - как к нему готовиться?

Наиболее непредсказуемое тематическое направление - «Год литературы в России» - стало темой очередного вебинара цикла «Сочинение? Легко! Перезагрузка». В рамках видеовстречи заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение» Светлана Красовская и заместитель директора ГБОУ Школа № 224 Елена Волкова осветили вопросы, волнующие каждого учителя - чем обернулось для нас прошлогоднее сочинение, что ждать от сочинения этого года, что можно успеть сделать до декабря.

«Сочинение? Легко! Перезагрузка» – новое пособие издательства «Просвещение», содержащее рекомендации для быстрой подготовки к итоговому сочинению с учетом новых тематических направлений 2015-2016 учебного года. Как и в прошлом году, это пособие построено по принципу тематических направлений, которые будут на экзамене в этом году («Время», «Путь», «Дом», «Любовь», «Год литературы»). В пособии дан общий раздел, касающийся жанра итогового сочинения, в нем говорится о главных свойствах сочинения-рассуждения, сочинения-эссе. Затем предлагаются алгоритмы работы над сочинением по каждому из тематических направлений, дается система заданий и упражнений, связанных с работой по подготовке к сочинению, начиная от анализа темы, выделения ключевых слов, формулирования тезисов, подбора материала, написания заключений и т.д.

В рамках очередного вебинар цикла «Сочинение? Легко! Перезагрузка» заместитель директора ГБОУ Школа № 224, учитель русского языка и литературы, Почётный работник общего образования, Елена Волкова говорила о тематическом направлении, завершающем методическое пособие – «Год литературы в России».

«Это самое непредсказуемое тематическое направление. Если нас попросят сейчас сформулировать какие-то темы по направлениям «Время» или «Дом», мы сразу вспомним и темы, и произведения, в названии которых звучат эти понятия. С «Годом литературы» все не так просто. Мне кажется, и, как я поняла по логике пособия, его авторы со мной солидарны, это должно быть сочинение о книге и о роли книги в жизни каждого человека», – отметила Елена Волкова. Она продемонстрировала пословицы, поговорки, цитаты, которые могут легко трансформироваться в тему, остановилась на заданиях, которые можно найти в методическом пособии.

Елена Волкова объяснила, что сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы. Опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.

В рамках вебинара Елена Волкова рассказала о пособиях издательства «Просвещение», которые помогут учителю и ученику в подготовке к итоговому сочинению. Среди них – методические рекомендации «Итоговое сочинение: подготовка и контроль», которые станут хорошим подспорьем педагогам. В пособии пошагово расписаны универсальные алгоритмы и подготовки к сочинению, и его проверки. Систематическую работу по подготовке к итоговому сочинению поможет организовать серия тетрадей-практикумов для развития письменной речи Н.А. Шапиро «Готовимся к сочинению: тетрадь-практикум для развития письменной речи» (5-9 классы), в которых представлена система упражнений на понимание текста, восстановление текста и создание собственных текстов разных жанров – описания, повествования, рассуждения. Практикумы направлены на формирование как раз тех самых навыков, что требуются для успешного написания итогового сочинения.