17 сентября 2015

Учителя Москвы и Московской области обсудили, какой быть истории в 11 классе.

Какие проблемы помогут решить новые учебники по истории, какие нововведения можно ожидать в 11 классах и многие другие актуальные вопросы, связанные с переходом на новую структуру исторического образования, эксперты издательства «Просвещение» осветили в ходе семинара для учителей Москвы и Московской области 15 и 16 сентября.

В рамках семинара, прошедшего в стенах издательства, руководитель центра гуманитарного образования «Просвещения» Александр Данилов подробно остановился на нормативно-правовых и содержательных особенностях перехода школ на линейную систему изучения отечественной истории.

Александр Данилов отметил, что раньше при сдаче ЕГЭ для школьников существовали единые требования, при этом, литература, по которой они учились, была совершенно разной, с разным понятийным аппаратом, даже разным набором дат. Поэтому четыре основных направления, которые легли в основу концепции – это перечень событий с указанием конкретных дат и того, что это были за события, единый понятийный аппарат, единый перечень персоналий и список исторических источников. При этом Александр Данилов подчеркнул: «Экзамен – это, конечно, утилитарная вещь, хотя и важная, но то, что мы, действительно, должны сделать - сохранить единое пространство истории нашей страны. В Татарстане, Москве, на Дальнем Востоке, на севере люди должны ощущать свою принадлежность к нашей единой общей истории, при этом, конечно, сохраняя представление о местной, национальной. Это то, что на протяжении последних 15-20 лет у нас не очень хорошо получалось, потому что общефедеральная, общенациональная история в ряде случаев замещалась историей региональной».

Особенность новых учебников также состоит в том, что это в большой степени учебники-навигаторы, ориентирующие школьников на поиск информации, а также это средство развития познавательной деятельности и ресурс личностного становления. В учебнике есть общее поле, которое дает авторскую линию, и при этом в нем приводятся разные подходы, разные оценки, которые дети должны знать.

Учителей интересовало, чем школьники должны заниматься в 11 классе, ведь в настоящее время учебник написан для 6-10 классов. Александр Данилов ответил, что это очень серьезная тема и в настоящее время идут дискуссии о том, что целесообразно давать в выпускном классе. Предполагается, что будет учебник для базового уровня и для углубленного уровня. На базовом уровне материал будет представлен в кратком виде: школьники смогут вернуться к основным этапам истории России и мира, а также ознакомиться с материалом для общего развития. Для гуманитариев будет иная модель учебника – им нужно будет дать представление о научных основах исторического знания. По мнению Александра Данилова, важно также показать детям разницу между фальсификацией и интерпретацией фактов, а также осветить трудные вопросы с учетом того, что существуют разные оценки и взгляды. Примерные программы для 11 классов будут в скором времени представлены на обсуждение, и Александр Данилов призывает педагогов принять в нем активное участие.

 

Мнения участников семинара:

Галина Кувшинова, Ленинский район МО, Измайловская средняя школа
Я думаю, что переход на новую систему исторического образования – это очень здорово. Сейчас, слушая об изменениях, которые нас ждут, и анализируя их, мне кажется, что давно нужно было их осуществить. Сегодняшнее мероприятие в «Просвещении» было очень познавательным, было интересно послушать лично авторов учебников, создателей новой программы.

 

Галина Скутельникова, г. Железнодорожный МО, школа №14
Есть опасения по поводу некоторой неопределенности относительно 11 классов, того, как готовить учеников к ЕГЭ. Плюс ОГЭ в 9 классе – какой объем будет туда входить? В этом отношении есть некоторые трудности, ну а в целом учебники, конечно, яркие, интересные. Линейная система, мне кажется, лучше в том плане, что XX век воспринимается иначе в старших классах, у них мировоззрение уже другое. Допустим, 9 и 10 классы – это разные люди, на многие вещи, такие как формирование политических партий начала XX века, они смотрят иначе.

Денис Маруфи, Талдомский район МО, Северная средняя школа
В разных школах не должен различаться материал, который дается в учебниках истории. С этого года шестые классы нашей школы уже переходят на новые учебники истории, затем мы будем также поступательно переводить на них старшие классы. Для детей трудностей никаких нет, если переводить их постепенно, поступательно. Что мне нравится в новых учебниках – это глоссарий, новые задания для учащихся. Все, что говорилось на мероприятии, было очень полезным.