7 сентября 2023, 15:00

Гендиректор «Просвещения» поделилась опытом профориентации школьников на стратсессии, посвящённой рынку труда



5 сентября 2023 года в рамках V Форума социальных инноваций регионов состоялась стратегическая сессия «Современная модель рынка труда: новый стандарт подготовки кадров и модернизации центров занятости». На мероприятии выступила генеральный директор АО «Просвещение» Наталья Третьяк, осветив тему профориентации школьников.

Модератор сессии — проректор Высшей школы экономики Лилия Овчарова — обозначила основные вызовы сегодняшнего дня, преодолев которые, российское общество способно предотвратить проблемы в будущем. Первый заключается в том, что в связи с необходимостью импортозамещения и развития суверенных технологий поменялась структура рабочих мест. Второй — в демографии: к 2030 году число работающих людей 20-39 лет сократится на 7,3 млн человек, при этом ожидается приток молодёжи и дефицит 1 млн кадров. Овчарова подчеркнула, что в формировании современного рынка труда надо ориентироваться на молодёжь как на аудиторию, наиболее легко воспринимающую изменения.

Наталья Третьяк рассказала, что АО «Просвещение» участвует практически во всех профориентационных программах, которые сейчас представлены Минпросвещения РФ, Минцифры РФ, Агентством стратегических инициатив и пр., а также является партнёром профориентационного сервиса «Профилум», благодаря которому дети не только могут провести самодиагностику, но и больше узнать о разных профессиях и о том, где их можно получить.

Глава АО «Просвещение» также отметила стратегически важные направления для развития профориентационной политики в России.

«Наш опыт показывает, что наиболее эффективной система ранней профориентации является тогда, когда она соединена с региональной политикой. Когда ребёнок получает информацию не просто о каком-то эфемерном производстве, а о ферме, комбинате, больнице, которая работает здесь, в его регионе, и о тех образовательных учреждениях, которые готовят к работе на этих предприятиях», — поделилась Третьяк.

«Мы дополняем систему профориентации теми продуктами, которые мы умеем делать. Мы делаем, например, региональные пособия, где рассказываем не только об истории и географии родного края, но и о том, как развивалась промышленность, какие экономические секторы в этом регионе сильны. Это имеет не только сильный профориентационный эффект, но и важную воспитательную составляющую: дети гордятся своей страной, своим регионом и, как правило, если такая профориентация проходит в региональном аспекте, они остаются в регионе. Это тоже очень важно», — сказала она.

Наталья Третьяк также напомнила о том, что Минпросвещения РФ ввело систему ранней профориентации в рамках основной учебной деятельности: в образовательный стандарт внедрили профильные классы.

«Мы со своей стороны создаём современные лаборатории для школ. Они заточены на потребности конкретного муниципалитета или региона. Там, где сильно сельское хозяйство, мы делаем агролаборатории, где силён медицинский кластер — медлаборатории, где запрос на инженерные специальности — инженерные классы. <…> Очень важно, чтобы в школы на наши профориентационные мероприятия приходили представители конкретной промышленности, и тогда мы получим мотивированных счастливых людей», — заключила Третьяк.

В рамках мероприятия с докладами и предложениями также выступили отвечающие за политику в сфере труда представители федеральной и региональной власти, а также спикеры из некоммерческих и образовательных организаций. Запись сессии можно посмотреть на официальной странице мероприятия.