25 августа 2015

Новый учебник по истории для 10 класса: как в течение учебного года изучить 100 лет, которые все еще свежи в памяти?

Новая видеовстреча цикла «Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника», прошедшая 24 августа в ТемоЦентре, стала самой дискуссионной. Предметом обсуждения экспертов стал учебник издательства «Просвещение» для 10 класса, в котором рассматривается история ХХ века.

В рамках очередной встречи цикла доктор исторических наук, профессор Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Хлевнюк, директор школы № 1465 им. адмирала Н.Г. Кузнецова, кандидат исторических наук Артур Луцишин, заведующий редакцией истории издательства «Просвещение» Олег Хлебников и заместитель директора по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Екатерина Латыпова говорили про учебник по отечественной истории для 10 класса.

Учебник для 10 класса – самый плотно скомпонованный. Как отметил Олег Хлебников, он создавался на основе историко-культурного стандарта, где половина исторических деятелей, половина дат, исторических источников относится к ХХ веку. «Это единственный учебник в нашей линейке, который представлен в трех частях. Он получается в полтора раза больше по объему остальных учебников. И даже несмотря на это, многие вопросы в нем освещены не полностью, потому что такой объем мы просто не можем вместить в учебный план. В учебнике дается основа и, дополняя его материалом хрестоматий, пособий, учитель может выстраивать индивидуальный урок в зависимости от уровня учащихся, с которыми он работает. В принципе, в учебнике школьная программа изложена полностью, и полученных знаний будет достаточно, чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ, но есть и сильные, гимназические классы, которым, основываясь на пособиях, материал можно давать намного более развернуто. Нами была также подготовлена серия пособий для учителей «Учимся с «Просвещением», посвященная трудным вопросам истории», - пояснил Олег Хлебников.

О том, что включают в себя учебники, какая в них представлена периодизация, рассказал Олег Хлевнюк: «В учебнике представлено даже более 100 лет, потому что там также рассматриваются предпосылки Первой мировой войны. Конечно, перед авторами стояла очень непростая задача, ведь это очень насыщенный период с огромным количеством сложных и спорных вопросов. Мне кажется, что периодизация в учебнике достаточно логичная и разумная. Здесь никто не стремился оригинальничать, мы следовали как авторы тем традиционным периодам, которым историки следуют уже давно».

Артур Луцишин также подчеркнул, что из 20 трудных вопросов истории 8 будут изучаться до 10 класса, остальные 12 вопросов содержатся в учебнике для 10 класса. Он также остановился на том, как в этих учебниках будет представлена роль личности в истории: «Что такое история без личности, даже не стоит обсуждать. Но, тем не менее, эти учебники отличает довольно взвешенный, аккуратный и спокойный тон оценок. Без оценок авторы учебников, разумеется, обойтись не могли, но, тем не менее, остается поле для самостоятельных рассуждений учителя, школьника и их совместной деятельности в плане уточнения позиций по оценке того или иного исторического деятеля. Безусловно, ХХ век – это время, когда количество ярких выдающихся личностей «зашкаливает».

Екатерина Латыпова добавила, что электронный учебник дает возможность быстрого доступа к дополнительным архивным материалам в виде текстов, иллюстративного ряда и аудио фрагментов, которые тоже являются источниками информации и представляют учебную значимость.

В рамках встречи обсуждались электронные ресурсы и новые технологические возможности в помощь изучению истории, среди которых и проект издательства «Просвещение» «Карта Памяти», получивший широкую поддержку на принципах краундсорсинга, который продолжает развиваться. Участники встречи отметили, что электронные учебники должны быть средством, способствующим более высокому качеству образования, а не самоцелью.

Полезные материалы по теме: