18 августа 2015

Александр Данилов: «Спецификой нового учебника по истории для 9 класса является большое уплотнение материала»

В 9 классе, в соответствии с новым историко-культурным стандартом, школьникам предстоит изучить всю историю XIX века. То, как усвоить внушительный объем материала и как в этом могут помочь новые технологические возможности, эксперты обсудили в рамках очередной видеовстречи цикла «Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника», состоявшейся 17 августа в ТемоЦентре Департамента образования Москвы.

Уже в пятый раз авторы новой линейки учебников по истории издательства «Просвещение» и педагоги встретились в рамках цикла вебинаров для обсуждения историко-культурного стандарта, новой линейки учебников истории, а также электронных форм учебников. Гостями новой встречи стали доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, автор учебно-методических комплексов по отечественной истории, руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» Александр Данилов, профессор Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук Вячеслав Лещинер и учитель истории, первый заместитель директора лицея 1571 г. Москвы Екатерина Лепешкина. Модератором беседы выступила заместитель директора по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Екатерина Латыпова.

Александр Данилов рассказал, какие вехи освещаются в учебниках по истории для 9 класса: «Новизна этого учебника заключается в том, что берется долгий XIX век – от начала календарного XIX века и до начала Первой мировой войны в 1914 году. Соответственно, спецификой учебника для 9 класса является большое уплотнение материала. По требованиям историко-культурного стандарта и Концепции, третья часть учебного времени не должна быть занята непосредственно параграфами. Но объемы самого историко-культурного стандарта очень велики, поэтому 9 класс будет особым в том отношении, что здесь будет очень спрессован материал и где-то, может быть, будут обозначены только те или иные основные подходы к темам. И в то же время, мы должны были отразить тематику, связанную с культурой, национальными движениями, народами, территориями страны. Поэтому в учебнике будут содержаться материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся – ряд тем будет изучаться в таком особом режиме».

Екатерина Лепешкина обратила внимание на такие особенности учебников, как интересные иллюстративные материалы, увлекательные задания, замечательное оснащение учебника с точки зрения обращения к интернет-ресурсам, обращение во многих параграфах к зарубежной истории. «Любой ребенок сможет найти себе в этом учебнике то, что ему по сердцу, выписать свою индивидуальную траекторию», - полагает она.

Вячеслав Лещинер обратился к электронным формам учебников, пояснив: «Первый шаг в помощи учителю – это то, что существует электронная версия учебника. Он расширяет возможности печатного учебника, при этом полностью содержит в себе его материал, может его заменить».

Екатерина Латыпова ответила на встрече на наиболее актуальные вопросы учителей – где и когда можно будет купить новые учебники истории, как приобрести электронные формы учебников, что будет собой представлять экзамен по истории в 9 классе в 2016 году. Александр Данилов призвал всех, кого интересует вопрос перехода на новые учебники и новую структуру исторического образования, принять участие в образовательном хакатоне 25-26 августа. Он будет представлять собой виртуальную площадку, где педагоги и другие участники мероприятия смогут предложить свои варианты конкретных решений перехода на новую структуру исторического образования, изложить те или иные темы и подходы. «А самое главное – это коллективная «мозговая атака», мозговой штурм с помощью электронных средств общения, которая поможет найти совместно, быстро выходы и пути решения задач перехода на новые учебники, на новую структуру исторического образования», - пояснил Александр Данилов.

Очередная видеовстреча цикла «Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника» состоится 24 августа. С материалами предыдущих встреч можно ознакомиться здесь: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45288