11 августа 2015

Новые учебники по истории для 8 класса: движение от знания к пониманию

Культурно-антропологический подход, являясь одним из принципов историко-культурного стандарта и реализованный в новом учебнике по истории для 8 класса, позволит школьникам понять историю как закономерный процесс и лучше прочувствовать эпоху. К такому выводу пришли эксперты, принявшие участие в очередной видеовстрече цикла «Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника», прошедшей 10 августа в ТемоЦентре Департамента образования Москвы.

Четвертую встречу подряд авторы учебников по истории издательства «Просвещение» и педагоги обращаются к содержанию и к электронным формам новых учебников по истории. На этот раз гостями мероприятия стали доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Игорь Курукин, учитель истории, первый заместитель директора по развитию школы №2095 «Покровский квартал» Алексей Павлищев и заместитель директора центра образования №548 «Сабурово» Андрей Иванов. Модератором беседы выступает заместитель директора по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Екатерина Латыпова.

На этот раз был подробно рассмотрен учебник по истории для 8 класса, посвященный истории России XVIII века. «В новых учебниках история немного «раздвигается» у учеников – они проходят не полтора столетия, как раньше, а именно одно столетие и могут более внимательно изучать эту достаточно сложную эпоху, которая наполнена реформами, войнами и массой других интересных событий. XVIII век – начало новой истории России», – пояснил Игорь Курукин.

Трудными вопросами, освещенными в учебнике 8 класса, являются смысл и содержание петровских реформ. В новых учебниках уделяется большее внимание роли личности (если раньше исторические персонажи существовали как некоторые схемы, встроенные в исторический контекст, то новые учебники позволяют лучше понять, какими они были людьми, их человеческие мотивы), культурному пространству (в учебниках показан не только набор художественных ценностей, но и повседневная жизнь людей). Кроме того, история России показана в параллели с тем, что происходило в Европе, а это одно из важных требований историко-культурного стандарта.

«Мы приближаемся к тому, что учащиеся начинают понимать историю не как некий набор случайных всплесков, а некий закономерный процесс, у которого есть причины и следствия», – полагает Андрей Иванов.

По мнению участников встречи, у новых учебников по истории есть серьезная основа по их интеграции с электронными системами. Эксперты обсудили изменения и новые возможности, которые электронные учебники откроют для изучения истории, отметив, в том числе, изменение архитектуры урока, индивидуальный подход к ученику.

«Вот у меня в руках учебник. Что с ним может сделать учитель, даже совместно с учениками, за три года? Какие-то пометки. Что мы можем сделать за три года плодотворной работы с электронным учебником? Он вырастет по содержанию в три-четыре, может, в 10 раз, превратившись в базу знаний, и здесь будет уложено не только то, что сделал учитель, но и то, что сделали дети», – отметил Алексей Павлищев.

Очередная видеовстреча, которая состоится 17 августа, будет посвящена следующему историческому периоду – «Российская империя в XIX – начале XX века» (зарегистрироваться на вебинар).

С материалами предыдущих встреч можно ознакомиться здесь: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45288