23 июня 2017, 10:00

«Лучший способ рассказать детям о налогах – съесть 13% от их мороженого» (народная мудрость)



Уровень финансовой грамотности населения России оставляет желать лучшего – об этом говорят сухие цифры. Обучение правильному отношению к деньгам должно начинаться с самого раннего возраста, и главную роль в этом играют, конечно, родители. В культурном центре «ЗИЛ» 21 июня стартовал цикл лекций, посвященный Финансовой грамотности для всей семьи, организованный образовательным холдингом «Просвещение» в партнерстве с компанией QIWI.

По статистике, первые карманные деньги появляются у ребенка с 4-5 лет. При этом дети относятся  к деньгам так же, как и их родители. Именно поэтому говорить с детьми о деньгах необходимо с раннего возраста, начиная с 5 лет, а не с 19, как думают 67% процентов взрослых. Об этом рассказали на лекции бизнес-вожатые QIWI Евгения Чиликина и Валерия Сутарихина.

Карманные деньги сегодня есть у 57% детей, а «средний чек» равняется 386 руб. в неделю. Большая часть этих средств «проедается», а когда карманные деньги кончаются, дети начинают брать в долг – таковых, по статистике, 33%.

Взрослые ведут себя не лучше: в долговой яме находятся 40 млн взрослых россиян. 40% населения России не знают механизмов начисления комиссий за денежные переводы. 60% не имеют сбережений. Все это говорит о низком уровне финансовой грамотности в нашей стране. В семьях не сформирована финансовая культура, у ребенка недостаточно опыта обращения с деньгами или он негативный. Всего у 5% детей есть банковские карты, и лишь 11% родителей хотели бы завести ее ребенку.

Но при этом спрос на финансовую грамотность есть. Согласно опросам, 79% родителей в нашей стране считают, что детей нужно обучать финансовой грамотности в школе. А сама QIWI уже более трех лет развивает комплекс образовательных программ QIWI FINTEEN по финансовой грамотности и профориентации для детей и подростков.

Лекторы из QIWI дали несколько советов как детям, так и родителям, следование которым позволит уже сегодня хоть немного, но повысить свой уровень финансовой грамотности. Так, детям полезно помнить про ловушки маркетологов в рекламе и магазинах, вести личный финансовый план, побывать на работе у родителей, чтобы понять «на практике», откуда в семье берутся деньги. Отдельно бизнес-вожатые посоветовали стараться превращать реальные деньги в электронные, что при нынешнем уровне развития технологий сделать совсем просто и безопасно. Родителям же необходимо разговаривать с детьми о деньгах как можно в более раннем возрасте, вести общий семейный бюджет, доверять детям покупку и оплату семейных платежей, играть в финансовые игры и, конечно, личным примером формировать у них рациональное отношение к финансам.

Участники лекции также познакомились с учебно-методическим комплектом «Финансовая грамотность», который разработан в 2016 году совместно холдингом «Просвещение» и Центральным Банком РФ для преподавания этого предмета в школах. В учебниках дан максимально простой и прикладной подход к изложению информации о финансах, включающий в себя навыки личного финансового планирования, основы страхования, кредитования, пенсионной системы, налогообложения, защиты от финансового мошенничества и т.д.)