15 июня 2017, 17:00

Педагоги из регионов обсудили перспективы введения астрономии в школах в новом учебном году



Какие достижения астрономической науки необходимо изучать в школах? Как обеспечить связь астрономии с другими школьными предметами? В чем заключается вклад астрономии в формирование естественно-научной грамотности? Эти и другие вопросы рассмотрели участники обучающего семинара «Актуальные вопросы преподавания астрономии и физики в условиях модернизации системы образования», который начал работу 14 июня в Москве. Его организаторы – Институт стратегии развития образования Российской академии образования и холдинг «Просвещение».

В семинаре приняли участие около ста педагогов из различных регионов России – учителя, методисты, руководители образовательных организаций.

«Мы становимся участниками исторических событий, - обратилась к участникам семинара заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Ирина Логвинова. – Руководство страны возлагает большие надежды на всех нас – что мы в новом учебном году вернем в учебный план астрономию». Она подчеркнула, что некоторые учителя не переставали преподавать этот предмет в своих школах, но кому-то придется начинать с нуля.

Заведующий Центром естественно-научного образования Института стратегии развития образования РАО Александр Пентин рассказал, что астрономия играет важную роль в формировании естественно-научной грамотности школьников. Молодые люди должны интересоваться естественно-научными идеями, способствовать их развитию и применению достижений, участвовать в аргументированном обсуждении естественно-научных проблем. Чтобы возвращение астрономии в школьную программу было успешным, необходимо определить современное содержание этого предмета, обеспечить деятельностный характер его изучения и подготовить учителей, добавил Александр Пентин.

По мнению Александра Засова, профессора кафедры астрофизики и звездной астрономии Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, в астрономии сейчас наблюдается информационный взрыв – публикуется гигантское количество научных работ, и профессионалы не успевают следить за новостями. Основная причина – внедрение высоких технологий, благодаря которым появляются новые виды телескопов и новые способы обработки астрономических данных. А в школе астрономия необходима, прежде всего, как мировоззренческий предмет, объединяющий различные науки. Школьная астрономия основывается на любознательности детей (не случайно во всем мире распространены кружки любителей астрономии, а не, скажем, квантовой механики или хирургии), она формирует общую культуру, дает противоядие от мракобесия. А изучение астрономии на профильном уровне будет способствовать подготовке кадров для космической и военной сферы.

Перед участниками семинара также выступил Виктор Чаругин – автор учебника «Астрономия» для 10-11 класса, недавно изданного образовательным холдингом «Просвещение». Он рассказал о задачах школьного курса астрономии, о структуре нового учебника, рассчитанного на «среднего ученика». Заместитель руководителя Центра естественно-математического образования холдинга «Просвещение» Владислав Жумаев рассказал о возможностях учебно-методического обеспечения нового курса.

15 и 16 июня обучающий семинар продолжит работу. Его участники рассмотрят новые подходы к преподаванию физики, практико-ориентированная часть семинара состоится в Московском планетарии.