5 декабря 2015

Новые образовательные технологии повышают качество уроков истории

4 декабря на курсах повышения квалификации Академии «Просвещения» одна из лекций была посвящена современным образовательным технологиям на уроках истории. Слушателям – учителям истории из Москвы и Московской области – ее прочитала Валерия Тороп, доцент Московского института открытого образования, автор методических пособий к УМК по истории России под редакцией Анатолия Торкунова.

Валерия Тороп рассказала, как учителя истории могут применять в работе педагогические новации – в частности, перечисленные в недавнем докладе Открытого университета Великобритании.

Например, это «перевернутый класс», когда дети слушают дома записи лекций, а в классе разбирают задания по теме, или BYOD (Bring your own device – «Приносите свои устройства»), когда на уроках ученики могут пользоваться своими мобильными телефонами и другими гаджетами в учебных целях. В последние годы популярным становится «динамическое оценивание». «Один ученик, чтобы заработать пятерку в четверти, совершил прорыв, а другой, у которого и раньше была пятерка, ничего не добавил к своим знаниям, - пояснила лектор. - Поэтому учитель должен оценивать достижения ученика в процессе освоения предмета».

В новых образовательных стандартах есть требования к трем видам результатов освоения образовательной программы: предметным, метапредметным и личностным. Валерия Тороп привела примеры каждой группы результатов применительно к урокам истории. Предметные результаты – когда ученик знает даты, причины тех или иных событий, может показать на карте место, где произошло то или иное сражение. Метапредметные результаты - это, например, умение дать письменный ответ, заполнить таблицу, сделать выводы. Личностные результаты – это умение дать оценку, выразить собственное отношение к чему-либо. И метапредметные, и личностные результаты достигаются не только на уроках истории, подчеркнула лектор.

Учитель истории перестал быть единственным источником информации, и это усложняет его работу, он должен тщательно готовиться к урокам. Валерия Тороп объяснила, как подготовиться к уроку на тему «Древнерусское государство при Ярославе Мудром» в 6 классе. Изучив эту тему, ученик должен уметь характеризовать политический строй Древней Руси, использовать историческую карту как источник информации и проч. Чтобы добиться этих результатов, учитель может предложить разные формы работы – составить сравнительную таблицу, изучить источники, написать исторический портрет, выполнить задания по карте. Используя рабочую тетрадь из комплекта УМК издательства «Просвещение», нужно учитывать, что там содержится избыточное количество заданий, отметила лектор, и нужно выбирать те из них, которые будут способствовать достижению заданных результатов.

Валерия Тороп – автор контурных карт и атласов, которые вошли в новый УМК. По ее мнению, на основе карты можно построить целый урок, при желании воспользовавшись еще и интерактивными картами.

Особенность УМК «Просвещения» в том, что контурные карты там цветные, частично закрашенные. Это позволяет давать детям метапредметные задания – например, определить, что именно обозначено на карте стрелками. В атласе, как и в учебнике, есть информация для каждого урока. Работая с контурной картой, ученик эту информацию обобщает, например, нанося на контурную карту, посвященную борьбе с иноземными завоевателями, и борьбу с Ордой, и с нашествиями с северо-запада. Задания, проверяющие умения ученика работать с картой в формате итоговой аттестации, есть в рабочих тетрадях. Если выполнять их регулярно, школьники смогут успешно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ.