1 июня 2016, 18:00

Универсальные учебные действия: сущность, формирование, оценка (с УМК «Звёздный английский» для основной школы)

В статье рассматриваются универсальные учебные действия, формируемые у учащихся основной школы на уроках иностранного языка. Разработана система формирования и оценки УУД с использованием объективно наблюдаемых индикаторов, критериев и шкалы перевода набранных баллов в оценочные суждения учителя. Используются многочисленные примеры учебных заданий из УМК «Звездный английский», способствующие развитию учебных умений школьников.

Универсальные учебные действия (УУД) важны не только для того, чтобы справиться с учебным заданием на уроке или получить высокий балл на экзамене. УУД представляют собой ключ к познанию окружающего мира и рассматриваются современной педагогической наукой и ФГОС как важнейший результат школьного образовательного курса, ориентированного на формирование у учащихся жизненно важных компетенций. Если усвоенный учебный материал нередко хранится в памяти учащихся только до экзамена и далее теряет свою актуальность, то универсальные учебные действия характеризуют подлинно образованную личность, способную к творческой созидательной деятельности в новых обстоятельствах с созданием инновационного продукта. Универсальные учебные действия усваиваются учащимися в форме общих учебных умений.  Именно такие универсальные умения, наряду с предметными компетенциями, востребованы жизнью и важны для формирования  личности, готовой к самореализации и интеллектуальной конкуренции в современном мире. 

***

Проблема формирования УУД учащихся

Универсальные учебные действия — это общие познавательные умения, которые определяют успешность выполнения тех или иных учебных заданий в конкретном образовательном курсе, учения в целом и познания окружающего мира. Универсальный характер общих учебных умений (универсальных учебных действий) в течение длительного времени недостаточно учитывался в школьном образовательном курсе. Главной традиционной ценностью на уроке и экзамене считались усвоенные и продемонстрированные теоретические и практические знания в форме выученных текстов или заученных действий. Подготовленные ответы на заранее известные вопросы до сих пор еще остаются практикой не только промежуточных школьных, но и вузовских экзаменов. В процессе подготовки к экзамену учащиеся нередко пользуются ограниченным набором источников информации, традиционно полагаясь на память. Не случайно, многие учащиеся пока еще с тревогой ждут экзамена, на котором им будут предложены неожиданные вопросы и будет оцениваться не выученный материал, а качество интеллектуального решения.  Характерно, что при подготовке к подобному экзамену, некоторые школьники традиционно запасаются неким набором клише, с помощью которых можно будет справиться с заданием. Разумеется, никакие заготовки не могут заменить  интеллектуальный эвристический процесс. Проблема заключается в том, что учителям иностранных языков важно более конкретно, лаконично и четко определить состав УУД, формируемых на уроках, накопить эффективный опыт формирования у учащихся эти общих познавательных умений и  внедрить в школьную практику процедуру их оценивания. 

Отличие УУД от предметных учебных действий

Изучение иностранного языка в школе предполагает выполнение определенного набора активных заданий (activities) для развития коммуникативных умений в слушании, говорении, чтении и письме, а также упражнений для формирования и закрепления фонетических, лексических и грамматических навыков (автоматизмов).

В УМК «Звездный английский» для основной школы широко представлен весь современный арсенал методических приемов, отражающих уровень достижений методической науки как в России, так и за рубежом. Используются разнообразные задания как тестового формата (заполнение пропусков, установление соответствий, множественный выбор), так и свободно конструируемые ответы (развернутый устный или письменный ответ на вопрос, личное письмо, письменное высказывание с рассуждением). Предлагаются задания проектно-исследовательского характера, чтение и слушание с пониманием, описание изображений с выявлением сходств и различий, участие в обсуждении проблемы, выступление на ученической конференции с демонстрацией презентации и др.  Для выполнения этих и других заданий у учащихся важно сформировать соответствующие предметные умения.

Читать далее >>