5 апреля 2016, 19:37

Учителя истории и эксперты подводят первые итоги работы по новому Историко-культурному стандарту

5 апреля 2016 г. начал работу III Всероссийский съезд учителей истории и обществознания, в рамках которого первые лица российского образования, эксперты, учителя из различных регионов страны обсуждают задачи, которые стоят перед изучением истории и обществознания в школе. Съезд проводится при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Института всеобщей истории Российской академии наук и Ассоциации содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исторических исследований».

Среди дискуссионных вопросов Съезда - как обеспечить сегодня высокое качество преподавания истории в российских школах, что нужно сделать для совершенствования гражданского, нравственного и патриотического воспитания молодежи, популяризации исторического знания в обществе. Одной из важных тем дискуссии стало введение новой линейки школьных учебников, разработанных по поручению Президента Российской Федерации в рамках Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил, что более 700 тыс. ребят уже почти год занимаются по новым учебникам истории. Российское историческое общество и Министерство образования и науки внимательно следят за ходом их апробации, ориентируясь, прежде всего, на мнение учителей. Особое внимание в своем выступлении Сергей Нарышкин уделил недопустимости  исторических фальсификаций и манипуляций.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов отметил, что Историко-культурный стандарт уже стал частью жизни нашей школы. «Я считаю крайне важной работу, которое провело общественно-профессиональное сообщество при обсуждении, а теперь внедрении нового учебно-методического комплекса по истории», - добавил он. В связи с этим, в рамках съезда очень важно обсудить те проблемы, те задачи, которые стоят на пути реализации Историко-культурного стандарта в школе.

По словам Академика РАН, научного руководителя Института всеобщей истории РАН, Председателя Ассоциации учителей истории и обществознания, президента Ассоциации содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исторических исследований» Александра Чубарьяна, одно из достоинств новых учебников по истории состоит в том, что в них не затушевывается критическое отношение ко многим фактам нашей истории. Александр Чубарьян уделил в своем выступлении внимание этнокультурному моменту, проблеме обучения истории в регионах, ведь федеральный учебник не может охватить историю всех народов нашей страны. Частично эта задача решается на уровне региональных учебных пособий, но в них существует очень большой разнобой, поэтому необходимо выработать в этом направлении единый подход.

Заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк подчеркнула, что учебник лишь инструмент, главное — мастерство учителя: «Мы продолжаем серьезную работу по повышению квалификации учителей. Нами подготовлено более 500 тьюторов на площадке Академии повышения квалификации работников педагогического образования. Эти тьюторы работают в регионах. Практически всем учителям истории за 2 года удалось повысить свою квалификацию, но это не означает, что мы должны останавливаться на этом. Велика роль общества, мы должны помогать учителям отвечать на сложные вопросы, которые возникают и будут возникать в вопросах преподавания истории школьникам».

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал о состоянии и перспективах оценки качества исторического образования в школе. «Я уверен, что результаты всех оценочных процедур способствуют повышению качества образования в школе», - резюмировал он свое выступление.

На пленарном заседании съезда выступил научный руководитель нового УМК по отечественной истории издательства «Просвещение», академик РАН, сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Он отметил, что одной из важнейших задач исторического образования на данном этапе является показ истории России как части мирового исторического процесса. «В новых учебниках по отечественной истории, - отметил докладчик, - показано, что в истории нашей страны истории тесно переплелись как европейские, так и азиатские тенденции развития всемирной истории. Россия изначально вбирала исторический опыт не только Запада, но и Востока, переплавляя его в собственную стратегию исторического бытия, вливавшуюся в динамику всемирной истории, а на определенных ее этапах даже формировавших ее направляющие векторы. В отличие от тех, кто пытается представить историю России некоей аномалией, мы делали акцент на том, что  при всех различиях, присущих любой национальной истории, она неразрывно связана с мировыми процессами».

Лейтмотивом всех выступлений были слова об особой роли предметов истории и обществознании, создающих фундамент для воспитания патриотических и духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Обсуждалась возможность введения обязательного ЕГЭ по истории, необходимость проверять у школьников не только знание фактов, но и умение думать, рассуждать. Актуальной темой является готовящийся стандарт по обществознанию. В числе докладчиков пленарного заседания были также президент Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, директор ГБОУ г. Москвы «Школа № 109» Евгений Ямбург, директор ГБОУ г. Москвы «Школа №1741», председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин и другие.

С докладом на заседании секции «Проблемы введения и апробации новой линейки школьных учебников по отечественной истории» выступил руководитель центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Александр Данилов. Он отметил, что за  короткий промежуток времени с июня 2015 года, когда учебники стали доступны для заказа школами РФ, издательством «Просвещение» была проведена обширная методическая и информационная работа по их внедрению в образовательный процесс. Методические семинары были проведены более чем в 60 субъектах Российской Федерации. В общей сложности в этих регионах было организовано свыше 160 семинаров, вебинаров, конференций и круглых столов. Широкой публике были предложены подборки видео-лекций членов авторского коллектива УМК А.В. Торкунова, посвященные «Трудным вопросам» отечественной истории, перечисленные в заключительной части «Концепции» нового УМК.  Кроме этого, Издательство в тесном партнерстве с институтами повышения квалификации провело плановое переобучение значительного числа учителей истории (примерно 30% от общей численности, а вместе с коллегами из региональных ИПК – 100%). В декабре 2015 года на базе «Просвещения» проведены всероссийские бесплатные курсы для всех желающих, в которых приняло участие свыше 200 человек с различных регионов РФ (от Москвы до Приморского края).

6 апреля съезд продолжит свою работу.