12 марта 2016, 15:00

Занятия с «Просвещением»

Более 300 сахалинских педагогов приняли участие в научной конференции, проходившей в Южно-Сахалинске. На одной из секций речь шла об особенностях коррекционного образования

Для счастья и детства

Коррекционные школы с нового года, по закону, стали называться общеобразовательными. Ученики там получают общее образование, но по адаптированным учебным программам.

– Если образование общее, не значит, что оно такое же, как в обычной школе. Оно отличается по содержанию. Федеральный государственный образовательный стандарт утверждает две необходимые составляющие – академический предметный компонент и социализирующий, то есть формирующий жизненные компетенции. Школа должна подготовить ребенка к тому, чтобы он мог жить самостоятельно и счастливо, и чтобы у него было детство, – заметил руководитель центра специальных форм обучения московского издательства «Просвещение» Сергей Сацевич.

Руководитель центра специальных форм обучения московского издательства «Просвещение» Сергей Сацевич:

– Непрофессионально и некорректно говорить: у меня столько-то учеников седьмого или восьмого вида. А мы с вами тогда к какому относимся? Все люди только одного вида – Homo sapiens.

В этом крупнейшем издательстве учебной литературы Сергей Вильевич занимается подготовкой специальных пособий для детей с ограниченными возможностями здоровья и для учителей, которые с ними работают. Он получил образование сурдопедагога и логопеда, десять лет проработал в школе для слабослышащих детей. С сахалинскими педагогами он пообщался во время научной конференции, которая проходила в южно-сахалинской гимназии №3 в феврале.

Все разные

По мнению гостя из Москвы, не только архитектурно доступная среда обеспечивает ребенку-инвалиду достойное образование, но и грамотно построенная учебная программа. Некоторые полагают, что адаптировать программу – значит, взять общую и сделать ее более простой.

– Но что значит упростить программу по русскому языку, например, для глухих детей? Когда в школу приходит слышащий ребенок, у него развитая речь, он умеет строить высказывания. В школе же он осваивает другую форму речи – письменную. А приходит ребенок глухой или слабослышащий... Он и устной речью в такой степени не владеет. Изучать с ним, например, падежи бессмысленно. Он не понимает их функции. Не понимает, в чем разница между: положить в стол, на стол или под стол. Поэтому для начала нужно сформировать у него грамматический строй речи. Поэтому нельзя говорить только об упрощении учебников, – пояснил Сергей Вильевич.

Не секрет, что к каждому ученику требуется индивидуальный подход, особенно это касается ребят с ограниченными возможностями здоровья. Например, среди слабослышащих школьников есть дети с глубоким речевым недоразвитием, а есть ребята, у которых ситуативная бытовая речь развита очень хорошо, и только когда они начинают писать, проявляется масса ошибок.

В понятии об инклюзивном образовании говорится, что ребенок-инвалид должен получать равный доступ к образованию с учетом своих образовательных потребностей и индивидуальных особенностей. В теории, уверен Сергей Вильевич, любая школа может быть инклюзивной. Если создать специальные условия, в одном классе смогут успешно постигать школьные предметы как дети-инвалиды, так и их сверстники без ограничений по здоровью.

Источник: http://www.skr.su/news/256328