9 марта 2016, 17:30

Какие новые компетенции будут необходимы учителям истории?

Какие новые компетенции необходимо развить учителям истории, чтобы эффективно реализовывать требования Историко-культурного стандарта и отвечать вызовам современного общества? Об этом заместитель руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» Павел Колупалин рассказал 9 марта в рамках вебинара, посвященного итогам курсов повышения квалификации «Академия Просвещения».

Если не поменять классическую классно-урочную систему, не модернизировать ее, не сделать вариативной, то есть вероятность, что постепенно мы начнем терять связующую нить с современными подростками. «Есть такой афоризм, что раньше люди жили в городах, а сейчас – в интернете. Необходимо, чтобы школа становилась медийным пространством, для того чтобы дети не относились к уроку, как к 45-минутному отрезку стрессового времени, когда их принуждают вести себя нетипично – запрещают им пользоваться мобильными устройствами и планшетами, даже если они хотят найти в интернете какую-то информацию, необходимую им для освоения изучаемой темы», - отметил Павел Колупалин.

В новых учебно-методических комплексах издательства «Просвещение» при создании методического аппарата делался акцент на деятельностном подходе. Например, при выполнении заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» школьникам будет нужно подумать, рассказать, что-то описать, предложить свою точку зрения, а не просто заучить содержание параграфа, как это было в классической системе. Также в новом УМК в подведении итогов каждого урока всегда есть вопрос, отсылающий ребенка в интернет.

На курсах активно обсуждалось применение в образовательном процессе новых технологий. Например, стандартный школьный урок можно разнообразить, использовав QR-коды, которые чаще используются в рекламе и маркировке товаров. Просто развесив в классе или подписав на партах подобные символы, можно создать виртуальное пространство, где дети, используя свои гаджеты, смогут  получать дополнительную информацию. И, главное, это будет им интересно, а знания, полученные таким способом, будут прочнее, чем в традиционной системе.

Еще одна актуальная тема – проектная деятельность, по которой четкого понимания у многих педагогов, как показали курсы, пока нет. Главная проблема состоит в том, что к проектам необходимо подходить не формально, а с учетом индивидуальности учащихся. Главным результатом любого проекта должны стать изменения, произошедшие во внутреннем мире самого ученика, раскрытие им своих скрытых возможностей.

Курсанты также работали над такими вопросами, как проектирование и оценка сценариев урока, трудные вопросы истории, проблема итоговой аттестации.

Павел Колупалин подчеркнул, что курсы не завершаются, они обязательно продолжатся. «Пока сложно сказать, когда будет запущен второй этап курсов по истории, но с большой долей вероятности это произойдет в 2016 году», - отметил он.

В общей сложности в очном и дистанционном этапах курсов приняли участие 98 человек из различных регионов страны.