27 февраля 2016

Переход на новые учебники отечественной истории нуждается в методическом сопровождении

Руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», член авторского коллектива новой линейки учебников по истории России Александр Данилов принял участие в проблемной дискуссии на тему «Образовательный контент современного дополнительного профессионального педагогического образования», которая состоялась 26 февраля в рамках совещания руководителей региональных институтов повышения квалификации работников образования в Москве.

В 2015 году в Федеральный перечень были включены учебники отечественной истории, написанные в соответствии с Историко-культурным стандартом, но школы начали их использовать лишь в январе 2016 года. Как выяснилось, учителя далеко не всегда понимают, о каких стандартах преподавания идет речь, что именно новые учебники меняют в их практической работе. Некоторые даже ждут прямых указаний сверху о переходе на новые учебники, хотя нормативная база для этого давно создана.

«Именно сейчас начинается предметный разговор с учительством: что предстоит делать в связи с внедрением новых учебников», - подчеркнул Александр Данилов.

Учреждения дополнительного профессионального педагогического образования в регионах и издательства учебной литературы получают от учителей самые разные вопросы. Как соотносятся курсы отечественной и всеобщей истории в ситуации, когда содержание курса всеобщей истории не пересматривалось? Почему изучение полного курса отечественной истории, который раньше завершался в 9-м классе, теперь продолжается еще и в 10-м? Что будет изучаться в 11-м классе? Какая логика была положена в основу разработки УМК по отечественной истории? В чем различия между УМК трех издательств, учебники которых включены в Федеральный перечень? По мнению Александра Данилова, опыт последних нескольких месяцев показал, что система работы по внедрению новых учебников нуждается в совершенствовании.

Повышение квалификации учителей в связи с переходом на новые учебники имеет ряд особенностей, рассказал представитель издательства.Учебники написаны в соответствии с требованиями ФГОС основного и среднего общего образования, в основе которых – деятельностный подход. Это значит, что с учителями нужно обсуждать, какие новые результаты должны продемонстрировать дети, какие методики целесообразно использовать. Кроме того, нужно разъяснять, в чем заключается научная новизна учебников. Впервые за двадцать лет произошло радикальное обновление научного содержания, предложенное учеными ведущих институтов Российской академии наук с учетом последних достижений мировой исторической науки.

Необходимы совместные усилия по организации повышения квалификации учителей, заключил Александр Данилов. В эту работу включаются не только институты повышения квалификации, но и вузы, научные институты и издательства учебной литературы. У всех есть свои сильные стороны, и необходимо действовать вместе. Издательство «Просвещение» не только оказывает методическую поддержку учителям, которые работают по его учебникам, но и организует программы повышения квалификации – для этого в прошлом году была создана Академия «Просвещения», где обучаются учителя-предметники, в том числе историки.

Обновление содержания школьного образования по отечественной истории – первый подобный опыт, в ближайшие годы обновление предстоит и в других предметных областях. В последние месяцы в центре внимания общественности находилось филологическое образование, сейчас идет разработка содержания географического образования, напомнил руководитель Центра гуманитарного образования издательства. Это также приведет к появлению новых учебникови программ повышения квалификации.