29 января 2016

Великая российская революция как трудный вопрос изучения отечественной истории в школе

28 января в издательстве «Просвещение» прошел вебинар, на котором обсуждался один из самых противоречивых вопросов истории XX века - причины и последствия Великой российской революции. Тема «Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков. Великая российская революция вызвала огромный интерес у учителей, ведь трудные вопросы истории занимают одно из центральных мест в историко-культурном стандарте, определившем содержание новых учебников истории.

Вебинар провел ведущий редактор редакции истории, обществознания и права издательства «Просвещение» Егор Бакаляр. Он рассказал, что сегодня существует много подчас диаметрально противоположных взглядов на революцию 1917 года – это одна из наиболее обсуждаемых тем отечественной историографии.

В советское время о революционных событиях 1917 года было написано множество книг и статей. Сегодня вполне очевидно, что тогда был представлен односторонний взгляд на Великую российскую революцию. Подчас реальный ход событий упрощался: например, длительное время не уделялось должного внимания истории политических партий, которые участвовали в революционных событиях. В годы перестройки появилось слишком много трактовок этого события, часто не имеющих ничего общего с научными подходами. В то же время, именно в 90-х годах сложились условия для многомерного анализа Великой российской революции и понимания нелинейности исторического процесса, в исторической науке начался усиленный поиск новых подходов.

Что касается периодизации, Егор Бакаляр пояснил, что в новом ИКС речь о Великой российской революции идет как о едином событии. Если раньше изучали Февральскую революцию и Октябрьскую революцию отдельно, то теперь, согласно новой Историко-культурной концепции, Великая российская революция едина, но имеет два этапа – февральский и октябрьский.

Запись вебинара можно просмотреть http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=29260.

СПРАВОЧНО
В 2015 году издательство выпустило ряд брошюр из серии «Просвещение – учителю. Учимся с «Просвещением», где в краткой форме ведущие современные исследователи дали свою оценку тому, какие мнения по тому или иному вопросу существуют в исторической науке. Таким образом, учителю можно не перечитывать многостраничные монографии, для того чтобы быть в курсе трудных вопросов, того, какие оценки историков есть на сегодняшний день.