15 мая 2015

Минобрнауки утвердило три линейки учебников по истории для школ

По итогам заседания научно-методического совета по учебникам под председательством первого заместителя главы Минобрнауки Н.Третьяк, были утверждены линейки от издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». Об отличиях между новыми и старыми учебниками рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение», член авторского коллектива новой линейки учебников по истории А. Данилов.

Министерство образования и науки РФ утвердило три линейки школьных учебников по истории - от издательств "Дрофа", "Просвещение" и "Русское слово". Об этом ТАСС 15 мая сообщил источник по итогам заседания научно-методического совета по учебникам под председательством первого замглавы Минобрнауки Натальи Третьяк.

"Получили гриф три издательства. От издательств "Дрофа" и "Просвещение" были утверждены линейки учебников с 6 по 10 класс. От "Русского слова" утверждена "укороченная версия" линейки - для 6-9 классов. Это связано с тем, что Российское историческое общество не дало положительной рецензии на их учебник 10 класса", - сообщил собеседник агентства.

Новый стандарт

Об отличиях между новыми и старыми учебниками ТАСС рассказал руководитель Центра гуманитарного образования издательства "Просвещение", член авторского коллектива новой линейки учебников по истории Александр Данилов.

"Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежит единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории. На мой взгляд, это получилось", - сказал он.

По словам Данилова, именно поэтому такой взыскательной и бескомпромиссной, "беспрецедентно строгой" была экспертиза, проведенная не только учеными Российской академией наук и Российской академией образования, общественными организациями, но и Российским историческим обществом, специалистами из различных регионов страны.

"Писать учебник стало труднее. Но едва ли эти трудности следует связывать с появлением единой концепции. Труднее - потому что произошли большие перемены в целом", - в свою очередь добавил в беседе с корр. ТАСС преподаватель истории Лицея НИУ "Высшая школа экономики", член авторского коллектива линейки учебников издательства "Дрофа" Игорь Андреев.

По его мнению, неизмеримо возрос груз ответственности на авторов. "Учебник истории и формирование массового исторического сознания - вещи взаимосвязанные. Причем оттеснение учебника истории как источника информации детей чуть ли не во второй десяток /следом за интернетом, блокбастерами и т.д./ ситуацию лишь путают. Забывают, что вместе с учителем учебник формирует системное знание и соответствующие ценности. Всем этим не могут похвастаться "впереди стоящие" источники информации наших детей", - считает Андреев. Автор учебников "Дрофы" подтверждает, что уровень требований к учебнику значительно возрос. "Здесь и научные, и педагогические, и общественные экспертизы. Безусловно, это правильно, учитывая общественную значимость учебника истории", - подчеркнул Андреев.

Трудности, по словам историка, связаны и с новой периодизацией отечественной истории. "Не станем вдаваться в профессиональные споры, насколько эта периодизация обоснована. Но часть материалов пришлось основательно "перетасовывать" и расширять", - отметил автор. Он напомнил, что новая линейка учебников рассчитана на линейное изучение отечественной истории с 6 по 10 класс. "Прежних повторений, как это было при концентрическом построении, не будет. Такой подход дает возможность более основательно изучать прошлое. К тому же более поздний и спорный период изучается старшеклассниками. Понятно, что здесь больше возможностей для откровенных и глубинных разговоров о нашем великом и драматическом прошлом", - сказал Андреев.

Дополнительная экспертиза

"Наше издательство обратилось также за дополнительной экспертизой в Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата, поскольку в учебниках впервые достаточно полно представлена роль Русской православной церкви и других религий в жизни нашего многонационального общества. В этой требовательности и общественном внимании - залог успеха всего проекта", - отметил один из авторов линейки учебника по истории издательства "Просвещение" Александр Данилов.

Он добавил, что это лишь начало. "С сентября книги поступят в школы, и тогда начнется самая главная и самая взыскательная экспертиза учителей и школьников. Мы готовы учесть все те замечания и предложения, которые поступят от наших читателей. Тогда и будет достигнута главная задача всего этого трудного и нового дела", - считает Данилов.

Новые учебники в школе

"Хочу успокоить тех родителей, которые испуганы всей историей с новыми учебниками. Дети не пострадают", - подчеркнул автор линейки учебников издательства "Дрофа" Игорь Андреев.

Он добавил, что новые учебники будут вводится постепенно, после апробаций. "Массово начнут это делать, по- видимому, с 6 класса и далее, то есть в продолжение нескольких лет. Так что учащихся нынешних 6-10 классов это никак не заденет", - заключил автор.

Источник: http://tass.ru/obschestvo/1971333