Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с нарушением интеллектуального развития. Линия учебников «Ручной труд» направлена не только на формирование технических знаний, умений и навыков, но и на уточнение потенциальных возможностей и прогнозирование развития способностей каждого ученика и определение для него соответствующего вида труда для последующего профессионально-трудового обучения.

Ведущей идеей линии учебников является развитие личности ребенка в процессе формирования трудовой культуры, реализуется идея комплексного подхода к решению задач трудового обучения, развития речи,  формированию читательских способностей ребенка и расширению представлений об окружающем его мире.

Особым подходом к подбору и организации материала созданы условия для коррекции и развития познавательной, умственной и физической сферы, развитие умений анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, цвет изготавливаемых предметов; сравнивать признаки одного предмета с признаками другого предмета; рассматривать и проводить анализ объектов; самостоятельно планировать ход работы; рационально организовывать свою трудовую деятельность; самостоятельно выполнять работу; осуществлять контроль в ходе работы; сравнивать свое изделие с изображаемым предметом; самостоятельно давать словесный отчет о проделанной работе; подробный анализ своего изделия, отмечая в работе достоинства и недостатки.