Данная завершенная предметная линия УМК по литературе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
УМК по литературе под ред. В. Ф. Чертова реализует деятельностный подход в обучении и задачу последовательного формирования у учащихся читательских умений и навыков филологического анализа художественного текста. УМК ориентирован на современный уровень развития литературоведения, при этом учитываются возрастные особенности учащихся и задачи общеобразовательной школы.
Отбор произведений осуществлен с учетом необходимости преодолеть перегруженность вообще и перегруженность «тяжелыми» произведениями в частности.
Выбор форм работы с текстами направлен на приобретение жизненного знания, опыта общения, практическое освоение произведения, внимание к деталям, выявляющим систему авторских намерений.
Главная идея линии: практическое овладение навыками работы с художественным текстом. Чтение, комментарий, анализ и интерпретация художественного текста становятся основой для создания школьниками собственного текста, представления собственных оценок и суждений по поводу прочитанного.
Основные характеристики линии:
- взгляд на литературу как метафору мира, особый способ познания жизни; реализация принципа связи искусства с жизнью («литература вопросов»)
- сочетание хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса, рассмотрение произведений русской литературы в контексте мировой литературы
- практическая направленность всех разделов курса литературы, поэтапное формирование навыков анализа художественного текста и создания учащимися собственного речевого высказывания («практикумы»)
- внимание к художественной функции слова в литературном произведении («Мир в слове»)
- обращение к художественным текстам и фрагментам, представляющим литературу как форму словесной игры («литература нонсенса и абсурда», соревнование с четкой установкой на то, что создается иного рода литература);
- формирование общекультурных, языковых и коммуникативных компетенций (комментарии, названия произведений и фамилии иностранных авторов на языке оригинала).
Уникальные свойства линии:
- включение специальных разделов («практикумы»), которые предполагают практическое освоение сложных теоретико-литературных понятий и овладение навыками филологического анализа художественного текста
- наличие уже в 5-9 классах тем обзорного типа, готовящих школьников к анализу литературных произведений, включенных в программу 10-11 классов
- рубрика «Мир в слове» и комментарии к художественным произведениям расширяют словарный запас школьников и развивают навык анализа художественной функции слова (в том числе имени собственного) в литературном произведении
- установление межпредметных связей не только с русским языком, историей, географией, обществознанием, но и с иностранными языками (через комментарии к художественным произведениям, систему вопросов и заданий)
- возможности работы в классах разного уровня (в обычной общеобразовательной школе, в школах и классах с углубленным изучением литературы)
- наличие системы индивидуальных заданий, учитывающих интерес школьников к определенным видам деятельности
- обращение к современным технологиям поиска и обработки информации (заочные интернет-экскурсии, презентации, работа в поисковых системах)
Состав УМК:
- рабочая программа
- учебник
- хрестоматия (в 10-11 классах)
- методическое пособие (в форме развернутого поурочного планирования).