19 ноября 2015

Сочинение: перезагрузка

2 декабря старшеклассники страны будут писать итоговое сочинение. Как и в прошлом году, в 2015/2016 учебном году, согласно Приказу Министерства образования и науки РФ № 923 от 05.08.2014, результаты сочинения являются допуском в ЕГЭ, а также могут учитываться некоторыми вузами при поступлении.

С целью предоставить возможность организовать как системную заблаговременную подготовку к сочинению, так и, в случае необходимости, подготовиться к нему в сжатые сроки, издательство «Просвещение» выпустило ряд пособий для учеников 10–11 классов и учителей.

В пособии «Сочинение? Легко! Перезагрузка», ориентированном на учеников 10–11 классов, предлагаются рекомендации для подготовки к итоговому сочинению с учетом новых тематических направлений 2015/16 учебного года (это «Время», «Путь», «Дом», «Любовь», «Год литературы»). Ученики смогут разобраться, чем отличается сочинение-рассуждение от сочинения-эссе. Каждое тематическое направление «разбито» на подробные алгоритмы подготовки к нему. Кроме анализа темы, выделения ключевых слов и формулирования тезисов, учащиеся найдут в пособиях примеры написания заключений, подбор материала, цитаты из произведений и другие полезные рекомендации.

Для учителей издательство предлагает методическое пособие «Итоговое сочинение: подготовка и контроль». «Это хорошее подспорье педагогам, которое будет актуально не только в этом году, но долгие годы, поскольку в пособии пошагово расписаны алгоритмы и подготовки к сочинению, и его проверки», — отметила Светлана Красовская, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение» на вебинаре, который прошел 18 ноября.

Оба пособия доступны в электронном виде на сайте издательства.«В этих пособиях сделан акцент на том, что сочинение у нас нынче не по литературе, оно надпредметное. Соответственно, опора в нем должна быть на художественный текст, но не возбраняется, и даже поощряется, привлечение иных литературных текстов, таких как научно-популярная литература по истории, по географии, по истории искусств. В пособии представлена работа с классикой, представлено несколько современных текстов и представлены примеры обращения в качестве аргументов к фактам биографии мореплавателей, путешественников, инженеров, художников. Таким образом, в пособии сделан акцент на расширении кругозора учащихся, на то, что у них есть возможность привлекать знания из самых разных сфер жизни. Это, безусловно, обогатит палитру сочинения-рассуждения, даст больше возможностей ученику показать свои знания и умения, даже если, допустим, у него небольшой бэкграунд в чтении художественной литературы. Он обязан ее привлечь, но, помимо художественной литературы, он может обратиться и к иной литературе, и таким образом увеличить свои шансы успешного написания итогового сочинения».

Полезные ссылки: