Авторским коллективом АО «Издательство «Просвещение» в рамках обязательств по проекту «Разработка интегрированного методического пособия по тематике безопасности дорожного движения» создано интегрированное методическое пособие по тематике безопасности дорожного движения.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку занимает детский дорожно-транспортный травматизм.
В рамках данного пособия впервые предпринята попытка интеграции изучения Правил дорожного движения (ПДД) и формирования культуры поведения на дороге в предметы общеобразовательного цикла.
Изучение ПДД существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно сократить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
При этом статистика показывает, что формальное знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только обладая умением прогнозирования, предвидения опасности на дороге и действий в соответствии с возникшими обстоятельствами, можно добиться безопасного поведения на дороге.
Также необходимо понимать, что при рассмотрении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, важно говорить о формировании у учащихся культуры безопасного поведения на дороге, напрямую связанной с воспитанием общей культуры человека. Особую роль в данном вопросе играет ответственное отношение взрослых к формированию безопасного поведения детей на дороге и их становлению как участников дорожного движения.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к поведению на дороге, а соблюдение Правил дорожного движения должно стать нормой поведения каждого культурного человека.
Знакомство с Правилами дорожного движения является важным средством воспитания участников дорожного движения в духе дисциплинированности, ответственности, взаимного уважения и внимательности. Выполнение Правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов на дорогах.
В соответствии с изложенным выше предлагаемое интегрированное методическое пособие призвано расширить возможности преемственности и непрерывности обучения правильным действиям на дорогах, начиная с младшего школьного возраста.
При интеграции знаний и навыков по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в целом и безопасного поведения на дороге в частности в предметы базисного учебного плана начальной и основной школы важно помнить, что если знание школьных предметов, их практическая необходимость и жизненная значимость имеют своё персональное значение для учащегося, то знание и выполнение ПДД имеют непосредственное актуально-практическое значение для его жизни и здоровья.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
- создание целостной преемственной педагогической системы обучения детей Правилам дорожного движения для формирования личностнозамотивированного отношения к соблюдению ПДД и культуры безопасного поведения на дороге;
- взаимодействие образовательных организаций с социально-педагогической средой;
- учёт возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков для формирования психологической установки на необходимость соблюдения ПДД и применение навыков, полученных в повседневной жизни;
- общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
- совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
- организационные формы и методы обучения, соответствующие образовательным задачам и психовозрастным особенностям учащихся;
- интеграция в содержание школьных предметов, ориентированных на обеспечение безопасности личности на дороге (географию, физику, историю, биологию, основы безопасности жизнедеятельности, физическую культуру и т. п.);
- закрепление получаемых знаний путём формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Цель и задачи обучения, решаемые интегрированным пособием
Цель — формирование культуры и навыков безопасного поведения на дороге, формирование сознательного и ответственного отношения к культуре личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; пропаганда Правил дорожного движения; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.Задачи:
Образовательные:
- разъяснить требования Правил дорожного движения Российской Федерации;
- повысить у учащихся уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации;
- помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
- сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
- сформировать мотивационно-поведенческую культуру учащихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
- научить школьников ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- сформировать у учащихся такие умения, как:
- правопослушность;
- быстрота реакции;
- внимательность и осторожность;
- предвидение ситуации;
- бдительность и сосредоточенность;
- наблюдательность;
- слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
- логическое и гибкое мышление;
- чувство опасности;
- самообладание, находчивость.
Воспитательные:
- сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге;
- выработать у детей навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения;
- воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами;
- сформировать у учащихся дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся культуру безопасного поведения в транспорте и на дороге;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
Логика построения содержания интегрированного пособия
В соответствии с целями и задачами курса строится содержание интегрированного пособия.
Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки являются непростым, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим применения определённых дидактических приёмов, которыми должны владеть педагоги.
Основное содержание пособия предваряет раздел «Планируемые результаты освоения учащимися метапредметного курса «Безопасность дорожного движения». В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов в разделе описаны планируемые результаты, достижение которых обеспечивается в ходе преподавания предмета. Представлены личностные, метапредметные и предметные результаты для уровней начального и основного образования.
Раздел «Организация учебного процесса. Методические рекомендации» включает два блока. В первом, ориентированном на преподавателей и родителей, дано описание особенностей содержания курса, форм организации учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности, методов и средств обучения. Особое внимание уделяется контролю знаний и умений учащихся.
В связи с тем что содержание представленного курса не может быть реализовано без участия родителей, в пособие включён раздел «Взаимодействие школы и родителей в деле профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». Описаны направления совместной деятельности учителя, учащихся и родителей, приводится модель плана работы с родителями на учебный год.
Содержательную основу данного пособия составляют два раздела:
- «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы»;
- «Темы уроков».
В первом дано общее описание тематики курсов начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы. Приводятся темы учебных предметов, которые учителя могут использовать в ходе преподавания курса.
Раздел «Темы уроков» непосредственно посвящён решению поставленных задач. Наряду с методическими рекомендациями учителя найдут здесь систему контроля знаний.
В разделах «Интеграция тематики курса «Безопасность дорожного движения» в предметы основной образовательной программы» и «Темы уроков» говорится о том, как преподаватель может конструировать урок, какие темы использовать для рассмотрения, на какие материалы ориентироваться.
Завершают интегрированное пособие Приложения, в которых приводится дополнительные материалы в помощь учителю, отражающие безопасное поведение обучающихся как участников уличного движения. Учитель может использовать эти материалы при подготовке к урокам. Материалы иллюстрированы и содержат пояснения и определения используемых понятий.
Дополняют интегрированное пособие практико-ориентированные рабочие тетради для начальной («Дорога без опасности») и основной («Дорожные знаки») школы, которые содержат вариативные задания, разработанные с учётом возрастных особенностей учащихся.
В рабочей тетради для основной школы содержатся задания на повторение материала, изученного в 1–4 классах.
Задания в рабочих тетрадях построены с учётом принципов системно-деятельностного подхода – методологической основы Федеральных государственных образовательных стандартов. Теоретический материал в заданиях сопровождается разнообразными практическими заданиями, которые носят преимущественно проблемный характер, а значит, предполагают не механическое запоминание полученных знаний, а выполнение учебных действий, ориентированных на усвоение учебного материала. Для удобства работы учителя тексты заданий для учащихся включены в данное методическое пособие.
Практико-ориентированные задания направлены на формирование у обучающихся необходимых компетенций в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, методическое пособие ориентировано на различные предметы учебного плана: окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности, физику, географию, обществознание, историю и пр. При этом учитель не ограничен предлагаемыми в данном пособии темами и перечнем предметов, в которые может быть интегрирован данный курс. На основе представленной методики учитель может сам конструировать уроки. В связи с этим можно говорить о том, что содержание раздела «Темы уроков» носит рекомендательный, а не предписывающий характер.
Уроки по безопасности дорожного движения, а также занятия в рамках внеурочной деятельности рекомендуется проводить в форме беседы со школьниками, в ходе которой после изложения учителем теоретического материала учащиеся переходили бы к обсуждению обозначенной темы, приводили бы аргументы, подтверждающие их точку зрения, демонстрировали бы вовлечённость в учебный процесс.
Занятия по тематике безопасности дорожного движения могут вести учителя начальных классов, учителя-предметники, а также приглашённые специалисты ГИБДД, скорой помощи, МЧС России.