Когда были опубликованы новые примерные программы основного общего образования[i], учителя музыки испытали смешанные чувства. С одной стороны, продление школьного курса «Музыка» еще на 1 год - событие долгожданное и радостное. С другой стороны, сразу возникло множество вопросов содержательного характера. Что преподавать в 8 классе, где взять учебники и методические пособия, как организовать учебный процесс?
Для решения этих актуальных вопросов, издательство «Просвещение» подготовило новый УМК «Музыка» для 8 класса. Авторы самой популярной в стране линии – Г. П. Сергеева и Е. Д. Критская – создали новый учебник, подобрали музыкальный материал для фонохрестоматии, подготовили поурочные разработки и рабочие программы.
Содержательную основу для учебников 7 и 8 классов составил материал предыдущей версии учебника 7 класса.
Уже вышел первый тираж учебного пособия для учащихся «Музыка» 8 класс. Заказать его можно в новом интернет-магазине группы компаний «Просвещение»: https://shop.prosv.ru/muzyka142 или в розничных магазинах своего города: http://www.prosv.ru/dealers
Обновленный учебник для 7 класса будет напечатан позднее. В этой ситуации многие учителя музыки задают вопросы о том, как правильно организовать работу в 7 классе по имеющимся учебникам.
Некоторые разделы и темы будут фигурировать и в новой редакции УМК 7 класса. Другие – с дополнением и развитием – перенесены в учебник 8 класса. Учитель в практике своей работы по привычной версии учебника может просто пропускать темы и развороты, изучение которых предстоит в следующем году. Единственная «сложность» в том, что учебный материал разделен не механически, логика его изложения несколько изменилась.
Сориентироваться в этом вопросе поможет следующая таблица. В ней перечислены темы и музыкальные произведения в том порядке, в каком они представлены на страницах хорошо известной редакции учебника «Музыка. 7 класс». Рядом приведены номера страниц по новым учебникам «Музыка. 7 класс» и «Музыка. 8 класс».
Страницы По «старому» учебнику 7 кл. |
Темы и музыкальные произведения |
Страницы по новому учебнику 7 кл. |
Страницы по новому учебнику 8 кл. |
6 |
Классика и современность |
6 |
6 |
8 |
В музыкальном театре. Опера |
12 |
8 |
12 |
Опера «Иван Сусанин» |
16 |
|
18 |
Опера «Князь Игорь» |
|
10 |
26 |
В музыкальном театре. Балет |
40 |
18 |
30 |
Балет «Ярославна» |
|
20 |
36 |
Героическая тема в музыке |
36 |
|
38 |
Галерея героических образов |
|
|
40 |
В музыкальном театре. |
|
66 |
42 |
«Порги и Бесс». |
|
68 |
48 |
Опера «Кармен». |
|
74 |
54 |
Балет «Кармен-сюита». |
|
82 |
62 |
Сюжеты и образы религиозной музыки |
74 |
|
64 |
«Высокая месса». «От страдания к радости» |
76 |
|
66 |
«Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России |
80 |
|
70 |
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» |
88 |
|
74 |
Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» (Д. Кабалевский) |
|
38 |
76 |
«Гоголь-сюиты» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» |
|
44 |
80 |
Музыканты – извечные маги |
122 |
|
84 |
Музыкальная драматургия – развитие музыки |
8 |
|
88 |
Два направления музыкальной культуры. Религиозная музыка. |
72 |
|
90 |
Светская музыка |
|
|
92 |
Камерная инструментальная музыка. Этюд |
50 |
|
94 |
Транскрипция |
54 |
|
98 |
Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке |
66 |
|
100 |
«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке |
68 |
|
102 |
Соната |
92 |
|
104 |
Соната № 8 «Патетическая» Л. Бетховена |
94 |
|
106 |
Соната № 2 С. Прокофьева |
96 |
|
108 |
Соната № 11 В.-А. Моцарта |
98 |
|
110 |
Симфоническая музыка |
22 |
52 |
112 |
Симфония № 103 |
|
|
114 |
Симфония № 40 В. А. Моцарта |
24 |
|
118 |
Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева |
|
58 |
120 |
Симфония № 5 Л. Бетховена |
32 |
|
124 |
Симфония № 8 «Неоконченная» Ф. Шуберта |
|
54 |
126 |
Симфония № 1 В. Калинникова |
104 |
|
130 |
Симфония № 5 П. Чайковского |
|
56 |
132 |
Симфония № 7 «Ленинградская» Д. Шостаковича |
|
98 |
136 |
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси |
102 |
|
138 |
Инструментальный концерт |
62 |
|
140 |
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна |
64 |
|
142 |
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина |
100 |
|
144 |
Музыка народов мира |
108 |
|
148 |
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер |
112 |
|
150 |
Исследовательский проект |
118 |
120 |
Более подробную информацию содержат методические материалы для учителя, скачать которые можно совершенно бесплатно с официального сайта «Просвещения».
Обновленный вариант рабочей программы для 5 - 8 классов: http://catalog.prosv.ru/item/15330
Поурочные разработки для 7-8 классов: https://catalog.prosv.ru/item/25229
[i] Примерная Основная Образовательная Программа Основного Общего Образования. Одобрена 8 апреля 2015 г. Официальный ресурс Минобрнауки РФ «Реестр Примерных Основных Образовательных программ»: