10 июля 2017, 17:00

Как добиться усвоения знаний каждым ребенком на уроках Изобразительного искусства?



Искусство требует знаний.
Бертольд Брехт

Творчество детей – это своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в творчестве ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. В основной школе изобразительное искусство рассматривается как активное средство развития эстетического ви́дения окружающего мира, становления художественных вкусов и предпочтений обучающихся. Постижение сущности произведений искусства способствует формированию общей культуры школьников, развитию их эмоционально-чувственной сферы, что ведёт к ценностному отношению к природе, человеку, его делам и творчеству, формированию чувства сопричастности к окружающему миру.

Настоящий педагог должен охватить вниманием всех своих учеников. В преподавании, как и во всяком искусстве, требуются вдохновение, интуиция, находчивость, творческий подход к делу. Иногда учителю надо оживить урок, внести какие-то изменения, а иногда и перестроить весь урок в связи с неожиданно возникшей обстановкой. Всё это требует больших усилий и эмоциональных затрат. Ещё сложнее проконтролировать усвоение знаний каждым ребёнком.  Мало объяснить и показать тот или иной приём работы – надо добиться, чтобы приём был хорошо усвоен. Но как же это сделать? На помощь педагогу приходит рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь активизирует познавательную деятельность учеников, обеспечивает пооперационное формирование мыслительных процессов и способствует повышению эффективности обучения детей,  включает в себя определённым образом выстроенную систему вопросов и заданий, мотивирующую к осознанной самостоятельной художественно-творческой деятельности учащегося.   Весь процесс мышления расчленен на отдельные операции, ошибка на каждом этапе учебного познания будет замечена и исправлена в том месте, где была совершена.

С помощью тетради можно разнообразить урок изобразительного искусства или заниматься самостоятельно дома.

Творческая тетрадь «Изобразительное искусство. 5 класс» (авт. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова) продолжает линию УМК «Изобразительное искусство. 1–4 классы» и по праву занимает достойное место в ряду изданий, рекомендованных для общеобразовательных организаций.

Каждый разворот тетради – это новый урок, связанный одной сквозной темой с уроком в учебнике. Тетрадь дополняет учебник и позволяет сделать выбор в практическом задании. Задания разработаны в соответствии с принципами деятельностного подхода и ориентированы на формирование универсальных учебных действий.

В творческой тетради присутствуют задания, разнообразные по форме, подходам и уровню сложности, среди них:

  • задания для работы с различными художественными материалами и в разных техниках;
  • задания на освоение необходимых художественных приёмов изображения, построения композиции и поиска колористических решений;
  • задания на овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения и выявления композиционных особенностей картин;
  • задания на развитие эстетического, эмоционально-ценностного ви́дения окружающего мира, развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления и воображения;
  • задания по моделированию и конструированию;
  • задания исследовательского характера, тестовые, итоговые, проектные и другие.

Творческая тетрадь  направлена на совершенствование  эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира,  развитие эстетического вкуса, усвоение знаний по истории и теории искусства, формирование художественного кругозора. Кроме того, она способствует приобретению  опыта работы в различных видах  художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами.