16 апреля 2016, 8:56

Опасения, что дети с ОВЗ будут испытывать трудности в работе с электронными учебниками, не оправдались

15 апреля в рамках деловой программы Московского международного салона образования перед его участниками и гостями выступил руководитель Центра специальных форм образования издательства «Просвещение» Сергей Сацевич. Он рассказал о современных УМК издательства для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Герой фильма «Москва слезам не верит» утверждал, что через 20 лет будет «одно сплошное телевидение», однако его прогнозы не сбылись – театр, например, и сейчас популярен. Точно так же, несмотря на всевозможные технические новинки, представленные на Московском международном салоне образования,остается популярен и учебник, отметил Сергей Сацевич. И жить он будет еще долго, постепенно изменяясь.

Сегодня учебники для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются в условиях совершенствования нормативно-правовой базы. После многолетней дискуссии приняты стандарты начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью, развивается инклюзивное образование. При этом сохраняются отдельные образовательные организации и классы для детей с тем или иным видом нарушения.

Законодательство предусматривает необходимость создания ребенку с ОВЗ специальных условий для получения образования, и одно из них – наличие специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, содержащим около1200 наименований, 406 учебников принадлежат издательству «Просвещение». Из них лишь 73 предназначены для детей с ОВЗ различных категорий. По мнению Сергея Сацевича, это мало, но крайне важно. Хотя тиражи таких учебников невелики, и их выпуск обходится дороже, чем обычных учебников, их успешно используют учитель, родитель и, прежде всего, ребенок. Специфика таких учебников – в особой подаче материала, наличии дифференцированных заданий, технологий, компенсирующих ограничения, которые есть у ребенка. Они способствуют социальной адаптации ребенка, формированию жизненных компетенций, а не только освоению учебного материала.

Каждый учебник для детей с ОВЗ, включенный в Федеральный перечень, должен быть представлен не только в бумажной, но и в электронной форме. Это значит, что ребенок на своем планшете или другом устройстве имеет весь портфель учебников для того или иного класса. Содержание электронного учебника такое же, как у бумажного. Но там расширен иллюстративный ряд, есть возможность увеличить шрифт, подробнее рассмотреть географические карты, иллюстрации.

«Наши опасения, что детям с ОВЗ будет сложно пользоваться электронными учебниками, не оправдались, - подчеркнул Сергей Сацевич. – Даже дети с умственной отсталостью достаточно легко учатся с помощью планшетов». Демоверсии электронных учебников доступны на сайте издательства «Просвещение», а купить полную версию можно за 85 рублей. Такая единая цена для всех электронных учебников была установлена на 2016 год в честь состоявшегося в 2015 году 85-летнего юбилея издательства.

Впервые в российской истории «Просвещение» выпустило учебники по всем предметам всех уровней общего образования для слабовидящих детей, напомнил Сергей Сацевич. Проблема сохранности зрения решается благодаря не только увеличению шрифта, но и расстоянию между строк, длине строки, ракурсам изображений, подбору цветов (например, в таком учебнике не встретишь изображение зеленой лягушки на зеленой кувшинке, потому что слабовидящему ребенку ее трудно рассмотреть).

Издательство выпускает и специальную серию учебных пособий для учеников начальной школы, не имеющих статуса ОВЗ, но по различным причинам испытывающихтрудности в освоении образовательных программ.

«Я не раз слышал, что людей с ограниченными возможностями здоровья называют людьми с ограниченными возможностями, - сказал Сергей Сацевич. – На самом деле, благодаря современным разработкам их возможности безграничны».