22 января 2019

«Экология. 10-11 класс» - инновационный учебно-методический комплекс экологического образования

Моргун Д.В.*, Аргунова М.В.** *Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма, директор **Московский центр развития кадрового потенциала образования, ведущий эксперт

Современный этап экологического образования в Российской Федерации характеризуется как экологическое образование для устойчивого развития (Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, 2010). Происходит переход от «экологического» образования и просвещения, направленного на передачу знаний о живой природе и об отдельных экологических проблемах, вызванных человеческой деятельностью, к «образованию для устойчивого развития», которое по своей природе междисциплинарно и связывает воедино экологический (природный), социальный (общество) и экономический (экономика) аспекты окружающей среды. Благодаря этому взаимосвязи, существующие между экономикой, культурой, уровнем технического развития общества и экологическими проблемами, становятся очевидными не только для специалистов, но и для непрофессионалов.

Экологическое образование – развивающее образование, направленное на целостное развитие личности учащихся на основе эколого-ориентированных ценностей. Цель экологического образования – создание условий для самореализации и развития всех субъектов образовательного процесса, выработки экологически грамотного поведения в быстро меняющейся социоприродной среде в рамках экологической емкости естественных экосистем. Задачи экологического образования: формирование предметных и метапредметных знаний, УУД, ключевых образовательных компетентностей на основе понимания законов экологии и концепции устойчивого развития; повышение психологической готовности к безопасным действиям в условиях природно-социальных рисков; личностный рост и развитие учащихся, учителей, родителей в условиях социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни.

Научно-методической основой экологического образования являются:

  • требования ФГОС, связанные с достижением личностных, метапредметных, предметных результатов учащимися;
  •  эколого-гуманистический подход, основанный на интеграции личностно-ориентированного, компетентностного и системно-деятельностного подходов и  эколого-ориентированных ценностях;
  •  принцип интеграции и метапредметности при отборе учебного содержания.

При этом можно выделить следующие особенности экологического образования: опережающий характер (направленность на предотвращение социально-экологических проблем); интегративность (объединение разрозненных экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин в единое целое с целью синтеза нового учебного содержания из существующего); метапредметность  (школьных дисциплин на основе идей устойчивого развития и современных педагогических технологий); создание условий для принятия учащимися эколого-гуманистических ценностей, основанных на осознанном ограничении потребностей и биосферосовместимых принципах деятельности человека; преемственность новых целей и задач с предшествующими в экологическом образовании.

Опережающий характер экологического образования связан с направленностью в будущее, с формированием готовности жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях, в которых предстоит жить и трудиться современным школьникам. Как будут реагировать природные и социо-природные системы на различное по силе и широте охвата вмешательство человека, предсказать крайне трудно. Открытие экологических закономерностей и законов допустимого преобразования биосферы – дело будущего, а принимать решения и действовать без права на ошибку (по принципу предосторожности) надо уже сейчас, когда еще не хватает научных знаний в ситуации неопределенности и непредсказуемости.

В основе экологического образования лежит информационно-деятельностное содержание, включающее учебное содержание, а также формы, методы и приемы, направленные на развитие личностных качеств учащихся, формирование УУД, ключевых образовательных компетентностей, развитие у учащихся умения учиться за счет овладения методами и приемами обучения с целью выработки индивидуального стиля познания.

В 2016 г. авторским коллективом, представляющим научную школу академика Г.А. Ягодина (1927 – 2015), разработан учебный курс «Экология», построенный на методологических основаниях, аксиологических ориентациях и концептуальных подходах, имеющих многолетний опыт апробации в системе образования. Предлагаемый учебный курс представляется одним из элементов целостной эколого-ориентированной образовательной среды, являющейся необходимым компонентом деятельности образовательной организации.

Разработанные положения  научной школы академика Г.А. Ягодина нашли дальнейшее развитие в учебно-методическом комплексе  нового учебного предмета «Экология» для 10-11 классов (авторы М.В. Аргунова, Д.В. Моргун, Т.А. Плюснина). Согласно Приказу Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 г. №413, предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» включает учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень), «Экология» (базовый уровень), «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).   Предлагаемая программа курса «Экология» (10-11 классы) разработана на основе фундаментального ядра общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и результатам освоения основных образовательных программ среднего (полного) общего образования и Примерной основной образовательной программы учебного предмета «Экология», ориентирована на реализацию требований Федеральных государственных образовательных стандартов к экологической подготовке учащихся. Учебное содержание программы направлено на получение образования в рамках предмета по выбору учащихся «Экология», входящего в обязательную предметную область «Физкультура, экология и ОБЖ». Программа ориентирована на создание условий для раскрытия личности обучающихся, развитие умений самостоятельной образовательной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками,  формирование установок на  здоровый, безопасный, экологически целесообразный  образ жизни с учетом значимости экологической подготовки для дальнейшей профессиональной деятельности и социализации. Методологической основой для разработки программы является системно-деятельностный подход, предполагающий использование современных педагогических  и информационно-коммуникативных технологий, направленных на реализацию учебного содержания предмета «Экология», формирование универсальных учебных действий, адекватную само- и взаимооценку результатов образовательной и социально-значимой деятельности в области содействии улучшению  состояния окружающей среды.

В основе экологического образования лежит информационно-деятельностное содержание, включающее учебное содержание, а также формы, методы и приемы, направленные на развитие личностных качеств учащихся, формирование УУД, ключевых образовательных компетентностей, развитие у учащихся умения учиться за счет овладения методами и приемами обучения с целью выработки индивидуального стиля познания. Цели и задачи применительно к содержанию экологического образования можно выделить следующие.

Личностная цель заключается в содействии: формированию способности учащихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, осознавать влияние жизнедеятельности человека на природную среду; приобретению коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения; развитию адекватной самооценки учебной и социально-значимой деятельности, уровня сформированности УУД,  ключевых образовательных компетентностей. 

Метапредметная цель – создание условий для формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), ключевых образовательных компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной, общекультурной, социально-гражданской, личностного роста и развития, экологической) для становления осознания личной ответственности за состояние окружающей среды.

Предметная цель – формирование знаний об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии, биосферосовместимых принципах деятельности человечества, мотивации практических действий по оптимизации своего экологического следа (индикатор влияния человека на окружающую природную среду, учитывающий результат индивидуального воздействия на основе потребления природных ресурсов и образования отходов) и образа жизни, также развитие  исследовательских умений для мониторинга окружающей среды и применение полученных навыков в повседневной жизни.

В ФГОС (приказ Министерства образования и науки РФ №413 от 17 мая 2012 г.) особое внимание уделяется задачам воспитания и социализации обучающихся. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включает такие направления, как формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию.

Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать задачи, виды и формы деятельности в соответствии с указанными далее основными направлениями. Учебный предмет «Экология» 10-11 классы позволяет в полной мере реализовать  значительную часть поставленных задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, так как строится на междисциплинарном информационно-деятельностном содержании  и отражает все основные содержательные линии экологического образования.

Преподавание курса «Экология» связано с получением знаний и умений в области экологии и устойчивого развития, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности, формированием экологически грамотного поведения.

Цель курса - создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в  системе «человек – общество – природа»),  развития и самореализации обучающихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного  образа жизни.

В процессе реализации программы предполагается формирование экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных качеств учащихся, необходимых для воплощения идей устойчивого развития. Курс будет способствовать выработке гражданской позиции, формированию этики ответственности  за состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, применению полученных экологических знаний на практике в учебной и социально-значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды.

Основные задачи курса:

Обучающие:

  • сформировать знания  об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии и о биосферосовместимых принципах деятельности человечества;
  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.

Воспитательные:

  • сформировать гражданскую позицию, связанную с  ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, активную общественную позицию как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в  практическом участии в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотвращению и недопущению экологических правонарушений (организация экологического школьного мониторинга);
  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
  • создать условия для принятия ценностно-смысловых ориентиров (познание как ценность, Я как ценность, другие люди как ценность, социально-значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность), формирования УУД и ключевых образовательных компетентностей.

 Развивающие:

  • развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
  • стимулировать аналитическое, творческое  и критическое мышление;
  • развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
  • сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений как глобального, так и регионального характера;
  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  • усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них для выявления учащимися социально-экологических проблем и путей их решения.

Современный курс «Экология» направлен на организацию образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами,  а также ориентирован на использование современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у учащихся  собственной мотивации и ответственности за результат обучения.

Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), среди которых в стандартах выделен  интегрированный учебный предмет, «Экология» (наряду  с «Естествознанием», «Обществознанием», «Россией в мире», основой для создания которого может являться курс «Экология» на базовом уровне.

В соответствии  с требованиями к предметным результатам ФГОС среднего (полного) общего образования (раздел II, пункт 9.5) предметные результаты освоения  междисциплинарного курса «Экология» должны отражать:

1) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек–общество–природа»;

2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Программа включает разделы по основам космологии и фундаментальной экологии, а также социальной и прикладной экологии. Тематика разделов связана с актуальными вопросами современности: особенностями цивилизации третьего тысячелетия, причинами и особенностями современного экологического кризиса, концепцией устойчивого развития как стратегией его преодоления, социально-экономическими и экологическими особенностями рассматриваемых глобальных и российских экологических проблем, возможными путями их решения, что позволяет обобщить и систематизировать знания, полученные в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, применить их в новой ситуации. Каждый раздел включает игры, практические и интерактивные задания, дискуссии,  проектные работы, читательские конференции.

Для реализации курса важным представляется организация образовательной среды, особенно создание специализированного экологического учебного помещения. Кабинет экологии необходим как системообразующий компонент эколого-образовательной среды, который выступает не только как учебное помещение для проведения уроков и внеурочных занятий, но и как творческая интерактивная площадка, информационно насыщенная и мотивирующая учащихся на изучение данного предмета. В связи с такой установкой кабинет может быть поделен на учебную зону для классно-урочного процесса и интерактивную зону, на которой учащиеся могут:

- организовать и провести экологическую игру, требующую свободного размещения в пространстве;

- изготовить и применить простейшее оборудование для лабораторных работ и наблюдений (для проведения экологического мониторинга);

- провести дебаты, перекрестные дискуссии, деловые игры, организовать другие формы командной работы.

Кабинет экологии, а также проводимые в нем уроки, внеурочные занятия и мероприятия выполняют задачи формирования у учащихся:

•  современной картины мира и экологических представлений;

•  общеучебных умений и навыков;

•  обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

•  потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;

•  ключевых образовательных компетентностей и универсальных учебных действий  — готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;

• теоретического мышления, памяти, воображения;

Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать задачи, виды и формы деятельности в соответствии с указанными далее основными направлениями. Учебный предмет «Экология» 10-11 классы позволяет в полной мере реализовать  значительную часть поставленных задач духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, так как строится на междисциплинарном информационно-деятельностном содержании  и отражает все основные содержательные линии экологического образования.

1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Учащиеся получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья; участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни; учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде: организовывать экологически безопасный уклад школьной и домашней жизни, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных; участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, экологических и туристических слётов, экологических лагерей, походов по родному краю; участвуют в практической природоохранительной деятельности, в деятельности школьных экологических центров,  экологических патрулей; создании и реализации коллективных природоохранных проектов; составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды и контролируют их выполнение в различных формах мониторинга; приобретают навыки противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек; участвуют на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций, мероприятиях, проводимых общественными экологическими организациями; проводят школьный экологический мониторинг, включающий:

  • систематические и целенаправленные наблюдения за состоянием окружающей среды своей местности, школы, своего жилища;
  • мониторинг состояния водной и воздушной среды в своём жилище, школе, населённом пункте;
  • выявление источников загрязнения почвы, воды и воздуха, состава и интенсивности загрязнений, определение причин загрязнения;
  • разработку проектов, снижающих риски загрязнений почвы, воды и воздуха, например, проектов по восстановлению экосистемы ближайшего водоёма (пруда, речки, озера и пр.). Разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

2. Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед. Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями экологических проектов проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

3. Социализация и профессиональная ориентация. Старшеклассники участвуют в подготовке и проведении «Недели зеленой науки, техники и производства», конкурсов научно-технических проектов, направленных на содействие решению местных экологических проблем,  вечеров неразгаданных тайн. Ведут дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды. Участвуют в олимпиадах по экологии, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят техническими и предметными кружками, познавательными играми обучающихся младших классов. Знакомятся с профессиональной деятельностью будущего эколога, определяю значимость экологических знаний в выборе будущей профессии и повседневной жизни.

Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции.

Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности должна быть направлена на:

  • реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам;
  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий;
  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в том числе внеучебных, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

В этом направлении предмет преподавание предмета «Экология» обеспечивает формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов в области экологического образования. В процессе коллективной работы на уроках экологии происходит планомерное, последовательное освоение технологией проектной и учебно-исследовательской деятельности на конкретном, прикладном экологическом материале. Освоение основ проектной и учебно-исследовательской работы обеспечивает возможность рефлексии полученных результатов в форме публичных выступлений, защиты выполненной работы (в том числе, коллективной) стимулирует возможности формирования навыков общественной презентации результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение социально значимой экологической проблемы. Публичная презентация самостоятельно выполненной работы, а также подготовленных сообщений на основе изученной дополнительной информации могут проводиться в форме читательской конференции по итогам освоения каждого раздела программы. Реализация этих задач обеспечивает формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута.

Разработка и реализация отдельного предмета «Экологии», с нашей точки зрения, не может являться единственным средством формирования экологической культуры обучающихся. Предмет «Экология» может стать ядром формирования целостной эколого-образовательной системы в учреждении, вокруг которого аккумулируются различные формы экологического образования в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, социального экологического партнерства. Согласно стратегии для образования в интересах устойчивого развития Европейской экономической комиссии ООН, школьное экологическое образование в интересах устойчивого развития не может ограничиваться одним или несколькими специальными предметами, а должно по своей сути быть ориентацией всей системы образования и быть в этом смысле метадпредметным. Данный курс включает и предметную область, и рассматривается как метадпредметное направление, как более широкое понятие, охватывающее всё школьное образование, то есть предлагаемая методика может использоваться как для общего, так и для частного (предметного) направления.

В перспективе авторами курса «Экология» издательства «Просвещение» предполагается развитие учебно-методического комплекса и его всесторонняя апробация в системе образования.